ПРОЕКТ

Концептуальное предложение по развитию прибрежных территорий реки Ушаковка в границах улиц Баррикад, Ушаковская, Култукская, Андреева и Черского в Иркутске.

18 сессия Байкальского Зимнего Градостроительного Университета, команда В.

Состав команды: Дельфин Лубоз, Фостин Видберг, Франциска Блашке, Иван Ботвинкин, Ирина Головицкая, Анна Лузина.

Ассистент команды: Дарья Кремлева.

 

Анализ территории в масштабе реки выявил комплекс проблем. Во-первых, это высокая транспортная нагрузка (в особенности у устья реки). Магистрали и многочисленные производства не только загрязняют окружающую среду, но и создают барьеры между районами, затрудняя связь между ними.

 

 

Во-вторых, весенние паводки создают угрозу постройкам на берегу.

 

В-третьих, прибрежные территории не включены в городскую ткань и плохо связаны между собой, отсутствуют визуальные связи с рекой. 

 

 

 

На диаграмме показан дисбаланс активности использования территории на различных участках. Различные районы плохо связаны между собой и не образуют единого организма, они автономны и не развернуты к реке. Река, в свою очередь, создает дополнительный барьер между берегами.

Есть и положительные стороны: территория находится недалеко от центра города, и благодаря многочисленным зеленым пространствам обладает рекреационным потенциалом.

 

На схеме выделены территории, не связанные между собой.

 

Отдельно команда рассмотрела транспортную ситуацию в масштабе всего города и в масштабе прибрежной зоны.

 

Транспортное предложение предполагает строительство окружной дороги, которая поможет разгрузить кольцевую развязку у устья реки Ушаковка, которая в данный момент не только собирает транспортный поток со всего города, но еще и служит одним из основных въездов. Все это негативно сказывается на загрязненности территории и лишает ее рекреационного потенциала.

Создание новой окружной кольцевой дороги, которая снизит интенсивность дорожного движения, и как следствие - уменьшит загрязнение воздуха вблизи зон отдыха на берегу реки. Еще одна окружная дорога - внутри города - должна стать “городским бульваром” с выделенными полосами для общественного транспорта, велодорожками, широкими пешеходными зонами и зелеными насаждениями.

 

Что касается пешеходных связей, они тоже явно недостаточны, в летнее время река скорее служит барьером между берегами, в зимнее время на льду Ушаковки появляются тропинки, по которым жители сокращают путь до остановок и объектов инфраструктуры.

 

Эта схема - альтернатива предлагаемой генеральным планом магистрали сквозь прибрежные территории.

 

 

Исходя из проведенного всестороннего анализа территории, была выдвинута концепция развития и разработаны шаги ее реализации.

 

Река может соединять, а не создавать барьеры. Согласно концепции, она должна стать связующим звеном между различными зонами вдоль реки.

 

Река Ушаковка может соединить районы, которые расположены на ее берегах, стать осью нового механизма городской жизни. В данный момент он не работает, потому что ему недостает соединительных элементов между шестеренками, которые необходимо починить или добавить.

 

Команда предлагает новые места притяжения на прибрежных территориях для того, чтобы создать связи между разными районами и вдохнуть в них новую жизнь. Связующими звеньями могут быть общественные пространства и новые многофункциональные центры.

Кроме того, предложено повысить плотность использования территории у устья реки и постепенно снижать ее по мере удаления от центра города, создавая уютные жилые и зеленые зоны. Новые маршруты и мосты свяжут два берега реки между собой и территорию в целом  - с центром

города.

 

Это позволит вернуть жизнь на берега Ушаковки.

 

Эти три этапа разиваются на более мелкие.

 

Команда проанализировала действующий Генеральный план и внесла предложения.

Согласно действующему Генеральному плану территория завода “СтройДеталь” становится жилым районом, на северном берегу реки запланировано строительство Лютеранской церкви, военная часть сохраняется в ее прежних размерах, на месте гаражей на южном берегу реки будет расположена школа, бетонный завод также не планируется переносить.

 

 

Предложение по развитию фрагмента прибрежной территории было разработано на основе представленной концепции.

Фрагмент находится между заводом “СтройДеталь” и улицей Ушаковская.

 

 

На северном берегу реки расположена военная часть, средне- и малоэтажный жилой район и завод “Стройдеталь”. На южном - малоэтажная частная жилая застройка, гаражный кооператив и завод “Иркутский бетон”. На территории много пустых зеленых пространств, но они недоступны и небезопасны. Река в данный момент скорее является барьером между двумя берегами, чем естественной зоной притяжения. Различные районы никак не связаны между собой, улицы Баррикад и Култукская не повышают доступность тихих мест отдыха, а служат преградой на пути к ним.

 

Существующее функциональное зонирование представлено на карте.

Детальная проработка потребовала уточнить анализ территории.

На картах представлено соотношение частной собственности и собственности публичных правовых образований, типология застройки, доступность территорий, безопасность, существующие функции (анализ был проведет путем нанесения на карту всех точек притяжени и их кластеризации, он также включил в себя результаты полевых исследований, которые позволили выявить "неформальные" спосоы использовать эти пространства) и начилие зеленых зон.

 

Ниже представлена активность на территории.

 

Как связать все воедино и привлечь на территорию людей, открыть все закрытые зоны и создать доступную, комфортную среду?

 

Основная идея команды - мягкое, неагрессивное вмешательство в уклад жизни на этой территории. В масштабах города она мыслится как "неблагополучная", и для этого есть все основания, но внимательное изучение и полевые исследования позволили найти здесь предпосылки для того, чтобы места стали привлекательными для жизни, работы и отдыха. Нужно всего лишь поменять вектор и начать с простых шагов.

 

Новый Генеральный план предполагает создание лаборатории, современных и экологичных торговых зон, образовательного центра, привлекательных жилых зон и общественных пространств, которые создадут столько необходимые связи.

Но Генеральный план - это всего лишь инструмент.

 

Давайте позволим себе прогуляться по новому прекрасному району.

Гулять будем, конечно же, по дорожкам и тропинкам.

На территории будет создано два основных пешеходных маршрута вдоль берегов реки, связанных между собой пешеходными мостами, соединенными, в свою очередь, платформой, приподнятой над рекой. На северном берегу планируется создать променад с террасами для ресторанов и кофеен, пространства для районных и городских событий (ярмарки еды, новогодние праздники). На протяжении маршрута создается несколько функциональных площадок: детская игровая зона, скейт-парк и кинотеатр под открытым небом.

Маршрут на другой стороне реки предполагается адаптировать для велосипедов, сделать его более “скоростным”. Ближе к руслу реки планируется создать песчаные  тропинки для неспешных прогулок и отдыха.

Эта система пешеходных путей призвана связать между собой все основные места притяжения вдоль берега, среди которых уже существующий стадион “Динамо” и планируемый образовательный центр со спортивными функциями, и создать прогулочную зону вдоль берега для жителей района.

Принципы работы с рекой:

Одно из важнейших достоинств территории - ее “природность”. Команда предлагает максимально сохранить природные элементы. В тех местах, где здания и дороги подходят слишком близко к руслу реки, нужно укрепить берега с помощью системы габионов, там, где природное течение реки не было нарушено, стоит ограничиться высадкой растений, корни которых защищают берега. Кроме того, для естественной очистки воды предлагается создать сады, которые могут использоваться в образовательных целях.

Для защиты от весенних паводков предлагается создать обводной канал и резервуар, который будет наполняться при повышении уровня воды в реке.

Кроме того, в качестве защиты от наводнений будет использован запланированный напротив реконструируемой фабрики амфитеатр. При паводках он будет заполняться водой, компенсируя общий уровень подъема воды ниже по течению, в остальное время будет использоваться в качестве места отдыха и проведения мероприятий.

 

 

 

Для того, чтобы мечта стала реальность, разработаны шаги ее реализации. Первый, самый важный шаг, который станет импульсом для преобразования огромной территории, должен быть сделан за счет муниципального бюджета. Этим шагом может стать строительство пешеходного моста через реку. Дальнейшее благоустройство, в свою очередь, разделено на несколько этапов: это строительство дополнительных пешеходных мостов, затем строительство пешеходных дорожек вдоль реки, затем велосипедных.

Только после этого команда предложила строительство амфитеатра на берегу реки, в котором могут проводится как районные мероприятия, вроде ярмарок выходного дня или новогодних елок для детей, так и городские. На схеме ниже представлена схема поэтапной реализации. Такая очередность запустит положительные социальные изменения, неоходимые для реализации последующих частей концепции: люди будут видеть положительные изменения, получат возможность проводить здесь время, начнут бережнее относиться к берегам реки и станут лояльнее.

 

 

Но ведь по созданным дорожкам ходят люди, и эти люди где-то живут, поэтому проследуем в малоэтажный жилой район и посмотрим на его преображение.

На южном берегу реки находится частный сектор, лишенный необходимой городской инфраструктуры, благоустройства и дорог. Данное предложение - импульс, в котором нуждается район, локальные интервенции, которые команда назвала “городской акупунктурой”. Во-первых, это преобразование улично-дорожной сети одновременно с созданием канализации. Улицы предлагается сделать смешанными - без четкого разделения между машинами, пешеходами и использование пространства в качестве зоны отдыха. Улица Красноярская и набережная Ушаковки станут пешеходными, на месте пустующих участков появятся магазины.

Во-вторых, командой разработаны регламенты высотности застройки для этой зоны и дизайн-регламенты, регулирующие внешний вид заборов. Все эти меры направлены на то, чтобы запустить естественный процесс джентрификации без конфликтов и переселения.

 

На данном этапе необходимо установить уличное освещение, построить смешанные дороги и создать канализацию. Кроме того, нелишним будет обновление заборов и окон домов, которые вкупе со всем остальным создают впечатление от местности. 

Часть этих шагов предлагается финансировать с использованием технологий инициативного бюджетирования: эта практика важна на данном этапе в том числе потому, что образ жизни, возможный на этой территории, предполагает наличие соседского сообщества, которое таким образом может создаться. Подобные проекты в Иркутской области уже реализовывались, степень участия граждан в среднем составляет около 10%. К моменту начала программы жители этих домов уже увидят положительные изменения в виде пешеходной и велоинфраструктуры, поэтому возможность отказа участвовать в финансировании минимальна.

 

В районе уже есть связи, и есть малоэтажная жилая застройка, но что же делать детям, которые здесь живут? Пройдем дальше и посмотрим.

Между улицей Ушаковская и частным сектором расположен гаражный комплекс и бетонный завод. Генеральным планом на месте гаражей запланирована школа. Команда предлагает строительство комплекса, в одной части которого будут расположены парковки взамен существующих гаражей, и новое жилье, а в другой - школа, необходимая району.

Кроме того, предлагается перенос производства из этой зоны и создание на его месте нового образовательного центра, в котором будут расположены скейт-парки, спортивные площадки, мастерские, кафе, и профориентационный центр для подростков, здесь школьники смогут проводить свободное время без необходимости ехать в центр города.

Создаваемый как локальное место притяжения, центр станет важной точкой в масштабе всего города, и его доступность призвана обеспечивать программа развития транспорта.

 

Реализация проекта возможна на принципах государственно-частного партнерства. В данном случае этот принцип оптимален.

Но пока дети в школе, что же делают взрослые?

На пересечении улиц Баррикад и Ушаковская расположена торговая зона с магазинами строительных материалов, супермаркетом и шиномотажом. В проекте предлагается уплотнить эту зону, застроив ее пятиэтажными зданиями с паркингом, магазинами на первых этажах, офисами и жильем, это сформирует единую линию застройки улицы. Кроме того, на улице Ушаковская планируется создать выделенные полосы для общественного транспорта и велосипедистов, провести линию трамвая. Мост планируется реконструировать в “зеленый” для того, чтобы снизить вредное воздействие на рекреационные зоны поблизости.

 

В данном случае проект исключительно коммерческий. 

 

Если вдруг мы решим пройтись дальше, мимо торговой зоны, куда мы придем? Правильно, к военной части.

Военные зоны управляются федеральным ведомством, поэтому городская власть не в состоянии изменять ее режим. Предложение - сделать окружающий территорию бетонный забор привлекающим внимание - он может быть расписан местными художниками или скрыт за вертикальными садами.

В далекой перспективе можно предложить руководству части открыть для горожан небольшой участок, на котором находится объект культурного наследия - Здание женского епархиального училища - и создать небольшой музей военной истории. От музея к берегу реки может быть создан пешеходный маршрут, проходящий сквозь территорию военной части, что создаст визуальную связь улицы с рекой.

 

В данном случае все в руках руководства части, однако для того, чтобы работать в этом направлении, есть прекрасная мотивация - создание положительного имиджа армии. 

 

Что ж, за военной частью - снова жилье.

Зона не требует радикальных преобразований, можно ограничиться благоустройством: созданием зеленых зон вдоль существующих домов и пешеходных дорожек сквозь дворы и улицу Баррикад к реке. Городские огороды, которые смогут создавать жители этого района, будут привлекать пешеходов, а на берегу реки будет создано новое общественное пространство с небольшими точками продажи кофе и еды на вынос. Кроме того, существующую застройку можно модернизировать с помощью “зеленых” источников энергии там, где это возможно.

 

Улицу Баррикад предлагается сделать городским бульваром с выделенными линиями общественного транспорта и велодорожками. Это даст импульс развитию малого бизнеса.

Как и в случае с малоэтажной жилой зоной, инициативное бюджетирование - оптимальная технология для финансирования благоустройства. 

Проходя по новому городскому бульвару, а может быть даже проезжая по нему на трамвае, мы попадаем в удивительный, уникальный кластер, расположенный на месте бывшего завода.

Действующий мастер-план предполагает вынос производства с территории завода “СтройДеталь” (улица Черского). Команда предлагает сохранить промышленные здания и реконструировать их под новые функции: мастерские ремесленников и художников, коворкинги и культурные институции.

В производственном корпусе предлагается создать технолабораторию для проведения исследований и разработки новых материалов. Эта лаборатория может продолжать функции завода: здесь могут разрабатываться и тестироваться новые материалы.

 

Одно из зданий команда предлагает реконструировать под Лютеранскую церковь, которая запланирована действующим Генеральным планом на берегу реки вместо зеленой зоны. В остальных корпусах - создать ремесленные и художественные мастерские, хостелы, лофты, кафе. Пустые пространства и амфитеатр могут быть использованы для мероприятий.  

Планируемое место притяжения городского масштаба находится в непосредственной близости от автобусной остановки, поэтому приватность жилых зон по соседству не будет нарушена.

То, что предлагается командой - по сути то, что на территории завода уже происходит. Те корпуса, которые можно сдать за минимальные деньги как офисные помещения - уже сдаются в аренду, в остальных либо остается производство, рано или поздно выносимое за город, либо не происходит ничего и они медленно разрушаются.

Предлагаемая программа - это некий вариант развития событий, при котором собственник этой территории может при минимальном вложении средств зарабатывать больше, внося вклад в развитие района и города в целом. 

Что касается церкви в одном из помещений - стоимость выкупа земли и реконструкции здания существенно ниже, чем строительство нового там, где это предполагается Генпланом. Все запланированные действия собственник может сделать самостоятельно, либо при поддержке муниципалитета.

 

Что ж, прогулка по району завершена. Теперь легко добраться из одной точки в другую, удобно пересекать реку, есть где присесть и отдохнуть, и главное - есть стимул встать и идти дальше, поскольку на берегах Ушаковки появилось много новых мест как районного, так и городского значения.

 

Когда же горожане смогут увидеть все это не только в мечтах, но и наяву?

 

 

 

 

 

Иркутск - город, который чаще всего ассоциируется с водой. И если “большая вода” - Байкал и Ангара - является предметом восхищения и гордости, то “малая” - это просто добрый сосед.

Исторически на берегах Ушаковки кипела жизнь - здесь строили дома, работали и отдыхали. Эта жизнь постепенно угасла, но район может стать уютным и комфортным для жизни, здесь могут проводиться мероприятия и появляться места притяжения.  

 

 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Форум
29/09/2017 – 15/10/2017
Самара, Москва
конференция
28/09/2017 – 29/09/2017
Москва
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта